Fd.ru: Деятельность совместных предприятий на территории РФ

Fd.ru, 25.04.2018

Здравствуйте, интересуют несколько вопросов, касающихся деятельности СП в РФ. Ситуация: Было создано совместное предприятие с долями в УК 49% (Иностранное юридическое лицо - Канада) и 51% (юридическое лицо - РФ) с УК в 3 млн рублей. Дата регистрации 28.02.2018 года. Есть совет директоров, есть генеральный директор. Отчетность по МСФО. Вопросы: 1) Имеет ли место быть особое внимание ИФНС к деятельности СП на территории РФ? Например, более частые налоговые проверки. 2) Распределение прибыли будет происходить 1 раз в год по итогам года на паритете 50%/50% в виде дивидендов: канадской стороне - в валюте канадский доллар, российской стороне в рублях, путем перечисления на р/с сторон. Какие проблемы могут возникнуть у компании, если 1-ый год планируется как убыточный (нет распределений, но есть убыток)? Если следующие года планируются с прибылью, то по нерезидентам будет взиматься налог 15%? или больше при выплате дивидендов?

Ответы:

1. Налоговым кодексом РФ предусмотрены равные права налогоплательщиков. Согласно пункту 1 ст. 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Поэтому в целом состав собственников (точнее, наличие среди учредителей иностранных организаций) не может являться формальным основанием для более придирчивого отношения налоговых органов. Тем более если местом нахождения иностранного участника является государство с вполне пристойной репутацией и если этот иностранный участник является не «формальным звеном цепочки», а активно действующей организацией. На практике тоже какое-то особое внимание налоговых органов к налогоплательщикам по критерию иностранного участия в их уставном капитале не наблюдается. Скорее «на карандаш» попадут компании, не соблюдающие Общедоступные критерии, которые ФНС, применяющая рискоориентированный подход, традиционно считает основанием для выездных налоговых проверок. Эти признаки были опубликованы для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) и включают, например, низкую налоговую нагрузку, слишком высокие вычеты НДС, недостаточную рентабельность, избыточное количество посредников и т.п. Иными словами, налоговые органы выходят на проверку, если рассчитывают найти что-то. Количество налоговых проверок регламентировано Налоговым кодексом. Согласно п. 4 и 5 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, при этом налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Следует также учитывать, что выездная налоговая проверка требует привлечения значительных ресурсов со стороны налоговых органов, и план работы налоговой службы содержит задания по доначислениям. Поэтому проводить частые проверки без оснований для предположения, что налогоплательщик допускает нарушения, просто из желания его «покошмарить», налоговая инспекция определенно на станет.

2. Обратившись к уже упомянутому Приказу ФНС России, можно убедиться, что претензии налоговых органов к отражению налогоплательщиком убытков начинаются, только если убытки будут получены в течение двух и более календарных лет. Если налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком, то неприятностей у него не возникнет. Убытки, полученные вновь созданной организацией в первый год ее деятельности никого не удивят. Ведь даже корпоративное законодательство ставит вопрос о недостаточной стоимости чистых активов (то есть разницы между стоимостью активов и обязательств) и необходимости принятия в связи с этим соответствующих мер только после второго года деятельности компании (п. 4 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Хотелось бы обратить внимание на то, что распределение дохода 50/50 при соотношении долей в уставном капитале 49/51 может быть воспринято налоговыми органами с неудовольствием: ведь согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, пропорционально его доле в уставном (складочном) капитале этой организации.

Задать вопрос
Спасибо за вопрос, мы скоро с Вами свяжемся!

Задать вопрос